Положение
о
портфолио ученика начальных классов
1.
Общие положения
Настоящее
положение определяет порядок формирования
и использования
портфолио
как способа накопления и оценки
индивидуальных достижений ребенка в
период его обучения в начальных классах.
Портфолио
является способом фиксирования,
накопления и оценки работ, результатов
ученика, свидетельствующих о его
усилиях, прогрессе и достижениях в
различных областях за определенный
период времени.
Портфолио
позволяет учитывать результаты,
достигнутые учеником разнообразных
видах деятельности – учебной, творческой,
социально-коммуникативной и других,
и является важным элементом
практико-ориентированного, деятельностного
подхода к образованию.
Использование
такой формы оценки учебных достижений,
как портфолио ученика, позволяет
учителю создать для каждого ученика
ситуацию переживания успеха.
В
процессе создания портфолио ученик
перестает быть полностью зависимым
от учителя, он становится более
самостоятельным, так как постепенно
формируется адекватная самооценка,
т.е. ученик учится сам себя оценивать.
2.
Цели и задачи.
2.1.
Цель портфолио – собрать, систематизировать
и зафиксировать результаты развития
ученика, его усилия, прогресс и достижения
в различных областях, демонстрировать
весь спектр его способностей, интересов,
склонностей, знаний и умений.
2.2.
Портфолио помогает решать важные
педагогические задачи:
- создать
для каждого ученика ситуацию переживания
успеха;
- поддерживать
высокую учебную мотивацию учащегося;
- поощрять
его активность и самостоятельность,
расширять возможности обучения и
самообучения;
- развивать
навыки рефлексивной и оценочной
деятельности учащегося;
- формировать
навыки учебной деятельности; формировать
умение учиться- ставить
цели, планировать
и организовывать собственную учебную
деятельность;
- содействовать
индивидуализации образования ученика;
- закладывать
дополнительные предпосылки и возможности
для его успешной
социализации;
-
укреплять взаимодействие с семьей
ученика, повышать заинтересованность
родителей (законных представителей) в
результатах развития ребенка и совместной
педагогической деятельности со школой.
2.3.
Портфолио реализует такие функции
образовательного процесса:
Диагностическую:
фиксируются изменения и рост показателей
за определенный период
времени.
Целеполагания:
поддерживает образовательные цели,
сформулированные стандартом.
Мотивационную:
поощряет детей, педагогов и родителей
к взаимодействию в достижении положительных
результатов.
Содержательную:
максимально раскрывает спектр достижений
и выполняемых работ.
Развивающую:
обеспечивает непрерывность процесса
развития, обучения и воспитания от
класса к классу.
Рейтинговую:
показывает диапазон и уровень навыков
и умений.
3.
Порядок формирования портфолио
3.1.
Портфолио ученика начальных классов
является одной из составляющих системы
оценки достижения планируемых результатов
освоения основной образовательной
программы НОО и играет важную роль при
переходе ребенка в 5 класс средней школы
для определения вектора его дальнейшего
развития и обучения.
3.2.
Период составления портфолио – 1-4 года
(1-4 классы начальной школы).
3.3.
Ответственность за организацию
формирования портфолио и систематическое
заполнение и знакомство родителей
(законных представителей), администрации
школы с его содержанием возлагается на
классного руководителя.
3.4.
Портфолио хранится в классном помещении
школы в течение всего времени пребывания
ребенка в нем. При переводе ребенка в
другое образовательное учреждение
портфолио выдается на руки родителям
(законным представителям) вместе с
личным делом (медицинской картой)
ребенка.
4.Структура
портфолио ученика начальной школы:
4.1.
Портфолио ученика начальной школы имеет
следующую структуру:
1. Титульный
лист (оформляется педагогом)
2. Раздел
«Социально-личностное развитие ученика»:
характеристика
ученика, характеристика социума, сведения
о родителях, интересы и увлечения, режим
дня, расписание уроков и занятий
внеурочной деятельности, любимые игрушки
и книги, фотографии,
классные
поручения и т.д.
(Заполняется вместе с ребенком и
родителями (законными представителями).
3. Раздел
«Учебно-познавательное развитие
ученика»: достижения
ученика в различных предметных областях,
успехи в проектной и исследовательской
деятельности, материалы и листы
наблюдений, фиксирование достигнутых
результатов, результаты стартовой
диагностики, промежуточных и итоговых
стандартизированных работ по предметам
и т.д. (Заполняется
педагогами, психологом, логопедом и
т.д.)
4. Раздел
«Физическое развитие и здоровье ребенка»:
мониторинг
физического развития ребенка, мониторинг
здоровья ребенка, фиксирование достигнутых
результатов в спорте, участие в
соревнованиях, освоение основных
движений, новых видов спорта и т.д.
(Заполняется по годам обучения классным
руководителем, учителем физической
культуры, медицинским работником,
родителями)
5. Раздел
«Духовно-нравственное развитие ребенка»:
участие
в конкурсах, выставках, рисунки, фотографии
поделок, результаты анкетирования.
(Заполняется
классным руководителем, психологом,
родителями, учеником)
6. Раздел
«Разные разности» (заполняется ребенком
по его усмотрению)
4.2.
По результатам накопленной оценки,
которая формируется на основе материалов
портфолио, в
характеристике выпускника начальной
школы делаются выводы о:
1. О
сформированности у учащегося универсальных
и предметных способов действий, а так
же опорной системы знаний, обеспечивающих
ему возможность продолжения образования
на ступени основного общего образования.
2. Сформированности
основ умения учиться, понимаемой как
способности к самоорганизации с целью
постановки и решения учебно-познавательных
и учебно-практических задач.
3. Индивидуальном
прогрессе в основных сферах развития
личности: мотивационно-смысловой,
познавательной, эмоциональной, волевой,
саморегуляции.
4.3. Информация
о достигаемых обучающимся образовательных
результатов допустимо только в
форме, не представляющей угрозы личности,
психологической безопасности и
эмоциональному статусу учащегося.
|