Программа "Здоровье школьников"
Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Успешное обучение определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения.
Охрана здоровья детей – одна из главных проблем, стоящих перед коллективом МБОУ СОШ №3. Для её решения в образовательном учреждении была создана система сохранения и развития здоровья каждого учащегося.
Задачи работы системы:
-создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья;
-формирование навыков здорового образа жизни;
-использование технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье;
-вовлечение родителей в сферу системы гигиенического обучения и воспитания;
-создание психологического комфорта на уроках и во внеурочной деятельности;
-адаптация учащихся к жизни в обществе;
-формирование у учащихся осознания необходимости здорового образа жизни.
Основное содержание здоровьесберегающей работы в учреждении:
1. Рациональная организация учебного процесса:
- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки учащихся;
- использование здоровьесберегающих технологий: метод проектов, групповые и игровые методы обучения;
- личностно – ориентированный подход к обучению;
- строгое соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;
- рациональная организация уроков физкультуры и занятий активно–двигательного характера;
- составление учебного расписания с учётом всех требований СанПиН.
2. Психологическая поддержка учащихся:
- создание комфортного психологического климата в школе;
- индивидуальные консультации учащихся и их родителей;
- психологический тренинг учащихся;
3. Экологическое воспитание (проектная деятельность учащихся по вопросам экологии; классные часы, общешкольные мероприятия).
4. Физкультурно–оздоровительная работа:
- полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья
- организация динамических пауз и часов, физкультминут на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности детей;
- проведение школьных спортивных мероприятий, участие во внутришкольных и районных соревнованиях;
- организация спортивных секций, работа социумом;
- оснащение школы спортивным инвентарём и оборудованием.
4. Медицинское сопровождение:
- профилактические медицинские осмотры учащихся и вакцинация;
- контроль выполнения санитарных правил;
- мониторинг состояния здоровья детей, в том числе подробный анализ заболеваемости учащихся;
- ведение паспортов здоровья учащихся.
5. Рациональное школьное питание:
- обеспечение рациона учащихся с учётом физиологических потребностей детей каждого возраста (полноценное правильное сбалансированное питание с учетом суточной и недельной потребности в питательных веществах, витаминах и микроэлементах);
- повышение культуры питания учащихся путем проведения регулярных занятий, бесед, прочих мероприятий просветительского и пропагандистского характера;
- составление 20-дневного меню с учетом всех аспектов рациональности детского питания и сезонности продуктов; контроль за организацией и качеством школьного питания.
6. Профилактика нарушения осанки:
- выполнение санитарных требований к мебели;
- физкультминутки;
- динамические часы;
- спортивные часы во второй половине дня
7. Профилактика нарушения зрения:
-создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья;
-формирование навыков здорового образа жизни;
-использование технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье;
-вовлечение родителей в сферу системы гигиенического обучения и воспитания;
-создание психологического комфорта на уроках и во внеурочной деятельности;
-адаптация учащихся к жизни в обществе;
-формирование у учащихся осознания необходимости здорового образа жизни.
Основное содержание здоровьесберегающей работы в учреждении:
1. Рациональная организация учебного процесса:
- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки учащихся;
- личностно – ориентированный подход к обучению;
- строгое соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;
- рациональная организация уроков физкультуры и занятий активно–двигательного характера;
- составление учебного расписания с учётом всех требований СанПиН.
2. Психологическая поддержка учащихся:
- создание комфортного психологического климата в школе;
- психологический тренинг учащихся;
3. Экологическое воспитание (проектная деятельность учащихся по вопросам экологии; классные часы, общешкольные мероприятия).
4. Физкультурно–оздоровительная работа:
- полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья
- проведение школьных спортивных мероприятий, участие во внутришкольных и районных соревнованиях;
- организация спортивных секций, работа социумом;
- оснащение школы спортивным инвентарём и оборудованием.
4. Медицинское сопровождение:
- профилактические медицинские осмотры учащихся и вакцинация;
- мониторинг состояния здоровья детей, в том числе подробный анализ заболеваемости учащихся;
- ведение паспортов здоровья учащихся.
5. Рациональное школьное питание:
- обеспечение рациона учащихся с учётом физиологических потребностей детей каждого возраста (полноценное правильное сбалансированное питание с учетом суточной и недельной потребности в питательных веществах, витаминах и микроэлементах);
- повышение культуры питания учащихся путем проведения регулярных занятий, бесед, прочих мероприятий просветительского и пропагандистского характера;
- составление 20-дневного меню с учетом всех аспектов рациональности детского питания и сезонности продуктов; контроль за организацией и качеством школьного питания.
6. Профилактика нарушения осанки:
- выполнение санитарных требований к мебели;
- динамические часы;
- спортивные часы во второй половине дня
7. Профилактика нарушения зрения:
- рассаживание учащихся в классах с учётом дефектов зрения;
- физкультминутки для зрения;
- выполнение санитарных требований к освещению помещений, классов, учебным пособиям и ТСО, учебные нагрузки, продолжительности работы за компьютером.
8. Организация просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями:
- повышение квалификации педагогов по проблемам охраны здоровья;
- повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья;
- привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, Дней здоровья и др.
9. Здоровьесберегающая инфраструктура школы:
- состояние и содержание здания и помещений школы в соответствии с гигиеническими требованиями;
- необходимый и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с учащимися;
- оснащение физкультурного зала и спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарём;
- современное оснащение школьной столовой;
- организация качественного питания.
- физкультминутки для зрения;
- выполнение санитарных требований к освещению помещений, классов, учебным пособиям и ТСО, учебные нагрузки, продолжительности работы за компьютером.
8. Организация просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями:
- повышение квалификации педагогов по проблемам охраны здоровья;
- привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, Дней здоровья и др.
9. Здоровьесберегающая инфраструктура школы:
- состояние и содержание здания и помещений школы в соответствии с гигиеническими требованиями;
- оснащение физкультурного зала и спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарём;
- современное оснащение школьной столовой;
- организация качественного питания.
Наша школа в 2013 году - участник пилотного проекта по здоровьесбережению в образовательных учреждениях Ростовской области.
Документы:
Документы:
- Документ об утверждении пилотных площадок.
- Протокол заседания координационного совета по отбору образовательных учреждений, учавствующих в пилотном проекте по здоровъесбережению образовательных учреждений Ростовской области в 2013 году.
- Пилотный проект
В рамках пилотного проекта по здоровьесбережению школа оснащена аппаратно-программным комплексом диагностического назначения «АРМИС» (разработка ООО«Корвита»). Данный комплекс позволяет качественно, быстро и без вреда для здоровья осуществить комплексную диагностику состояния здоровья ребенка, а также выявлять возможные нарушения в различных системах организма
Образовательное учреждение имеет аппаратно-диагностический комплекс «Армис» общей стоимостью 345770р. Данный аппарат предназначен для предварительной доврачебной оценки и раннего выявления отклонений в состоянии здоровья обучающихся. В комплект получен ноутбук стоимостью 13 028-76 и принтер стоимостью 2 406-8. Данный диагностический комплекс позволит обучающимся пройти полное обследование состояния здоровья .
АРМИС — инновационный диагностический аппарат для контроля физиологических параметров, который предназначен для профилактических осмотров и мониторинга здоровья детей и взрослых в образовательных учреждениях, сельских амбулаториях, фельдшерско-акушерских пунктах и медицинских подразделениях предприятий. Аппарат специально разработан для доврачебного обследования основных систем организма человека и автоматической оценки их состоянии, с учетом региональных половозрастных норм.
АРМИС — это моноблочный, малогабаритный, универсальный аппаратно- программный комплекс к которому подключаются датчики для регистрации физиологических параметров человека. В школьном медкабинете он способен заменить сразу несколько приборов и аппаратов для снятия кардиограммы, измерения артериального давления, оценки физического развития, состояния дыхательной и центральной нервной системы, таблицы для проверки зрения. Он позволяет проводить обследования методами, которые ранее были доступны только в хорошо оснащенных лечебно-профилактических учреждениях.
Уникальной особенностью аппарата является то, что обслуживается он одним оператором, прошедшим соответствующую подготовку. За 30 минут оценивается функциональное состояние ребенка:
Уникальной особенностью аппарата является то, что обслуживается он одним оператором, прошедшим соответствующую подготовку. За 30 минут оценивается функциональное состояние ребенка:
- Оценка сердечно-сосудистой системы включает автоматизированную регистрацию и анализ электрокардиограммы в трех стандартных отведениях, а также измерение артериального давления, что позволяет оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и выявить в ней ряд патологических изменений.
- При оценке респираторной системы определяются частота дыхания, жизненная ёмкость лёгких, объёмные и скоростные характеристики выдоха. По времени задержки дыхания на вдохе и выдохе оцениваются резервные возможности организма.
- Оценка слуховой чувствительности в различных частотных диапазонах методом субъективной тональной аудиометрии позволяет выявить самые ранние стадии нарушений слуховой функции.
- Автоматизированное определение интегральной остроты зрения позволяет обнаружить нарушения в системе фокусировки оптической системы глаза. У детей с помощью теста Малиновского выявляется предмиопия (возможность развития близорукости).
- Оценка состояния центральной нервной системы по показателям времени простой и сложной зрительно-моторной реакции позволяет выявить ухудшение функционального состояния обследуемого.
- При исследовании физического развития производится оценка соответствия половозрастным нормам роста,веса и силы мышц. Определяются и оцениваются относительные показатели - индекс массы тела и индекс силы.
По результатам обследования при необходимости вы можете вовремя обратиться за врачебной помощью.
Обработка данных исследований и формирование заключения автоматические. Данные, полученные с помощью аппарата АРМИС, в обезличенной форме в режиме реального времени поступают на сервер и используются для статистического анализа и прогноза.
Главное, что приобрела школа за последнее время и что даёт основание для оптимизма в этой области, — стремление к перестройке своей работы с учётом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Обработка данных исследований и формирование заключения автоматические. Данные, полученные с помощью аппарата АРМИС, в обезличенной форме в режиме реального времени поступают на сервер и используются для статистического анализа и прогноза.
Главное, что приобрела школа за последнее время и что даёт основание для оптимизма в этой области, — стремление к перестройке своей работы с учётом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся.