Общее
положение.
Данное положение
разработано с учетом современных
требований к деятельности учителя по
контролю и оценке результатов обучения,
в соответствии с п. Устава школы, реализует
принцип гуманизации и индивидуализации
обучения, учета темпа обучаемости и
конкретной личности школьника.
2. Сущность деятельности
контроля и оценки результатов обучения.
Проверка и оценка
достижений обучающихся, приобретенных
ими в результате обучения, является
весьма существенной составляющей
процесса обучения и одной из важных
задач педагогической деятельности
учителя. Этот компонент, наряду с
другими компонентами учебно-воспитательного
процесса (содержание, методы, средства,
формы организации), должен соответствовать
современным требованиям общества,
педагогической и методической науки,
основным приоритетам и целям образования
на первой ступени обучения.
Сущность деятельности
контроля и оценки проявляется и в том,
что она создает возможность установить
персональную ответственность учителя
и школы в целом за качество процесса
обучения. Результат деятельности
учительского коллектива определяется
по глубине, прочности и систематичности
знаний обучающихся, уровню их
воспитанности и развития.
Система контроля
и оценивания учебной работы обучающегося
не может ограничиваться утилитарной
целью – проверкой усвоения знаний и
выработки умений и навыков по конкретному
учебному предмету. Она ставит более
важную социальную задачу: развить у
обучающегося умение проверять и
контролировать себя, критически
оценивать свою деятельность, устанавливать
ошибки и находить пути их устранения.
Функции
контролирующей деятельности в школе.
Социальная
функция проявляется в
том, что эта деятельность строится на
требованиях, предъявляемых обществом
к уровню подготовки школьника
определенного возраста. Образованность
в данном случае используется как
широкое понятие, включающее в себя
возрастной уровень развития, воспитания
и осведомленности школьника,
сформированности его познавательной,
эмоциональной и волевой сфер личности.
В ходе
контроля проверяется соответствие
достигнутых учащимся знаний, умений
и навыков установленным государством
эталонам (стандартам), а оценка выражает
реакцию на степень и качество этого
соответствия – «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «плохо». Таким
образом, в конечном счете контролирующая
и оценивающая деятельность учителя
становится инструментом оповещения
общественности (учеников класса,
учителей, родителей и др.) и государства
о состоянии и проблемах образования
в данном обществе на данном этапе его
развития. Это дает основание для
прогнозирования направлений развития
образования в ближайшей и отдаленной
перспективе, внесения необходимых
корректировок в систему образования
подрастающего поколения, осуществления
вовремя необходимой помощи как ученику,
так и учителю.
Образовательная
функция определяет
результат сравнения ожидаемого эффекта
обучения с действительным. С точки
зрения учителя происходит констатация
качества усвоения учащимися учебного
материала: полнота и осознанность
знаний. Умение применять полученные
знания в нестандартных ситуациях, темп
работы, умение выбрать наиболее
целесообразные средства для выполнения
учебной задачи. Устанавливаются
динамика успеваемости, сформированность
(несформированность) качеств личности,
необходимых как для школьной жизни,
так и вне ее, степень развития основных
мыслительных операций (анализ, синтез,
сравнение, обобщение). Учитель получает
возможность выявить проблемные области
в своей работе, зафиксировать удачные
методы и приемы, проанализировать,
какое содержание обучения целесообразно
расширить, а какое исключить из учебной
программы.
С точки зрения ученика
устанавливаются: каковы конкретные
результаты его учебной деятельности,
что усвоено прочно, осознанно, а что
нуждается в повторении, углублении;
какие стороны учебной деятельности
сформированы, а какие необходимо
формировать.
Воспитательная
функция контроля выражается
в рассмотрении формирования положительных
мотивов учения и готовности к самоконтролю
как фактору преодоления заниженной
самооценки учащихся, тревожности
Правильно организованные контроль
и оценка снимают страх школьника перед
контрольными работами, снижают уровень
тревожности, формируют правильные
целевые установки, ориентируют на
самостоятельность, активность и
самоконтроль.
Эмоциональная
функция деятельности
контроля и оценки проявляется в том,
что любой вид оценки (включая и отметки)
создает определенный эмоциональный
фон и вызывает соответствующую
эмоциональную реакцию ученика. Оценка
может вдохновить, направить на
преодоление трудностей, оказать
поддержку, но может и огорчить, записать
в разряд «отстающих», усугубить низкую
самооценку, нарушить контакт со
взрослыми и сверстниками.
Реализация этой важнейшей функции
деятельности по проверке результатов
обучения заключается в том, что
эмоциональная реакция учителя на
ситуацию должна соответствовать
эмоциональной реакции школьника
(радоваться вместе с ним, огорчаться
вместе с ним) и ориентировать его на
успех, выражать уверенность в том, что
данные результаты могут быть изменены.
Это положение соотносится с одним из
главных законов педагогики обучения –
школьник должен учиться на успехе.
Ситуация успеха и эмоционального
благополучия – предпосылки того, что
ученик спокойно примет оценку учителя,
проанализирует вместе с ним ошибки и
наметит пути их устранения.
Информационная
функция как основа диагноза
планирования и прогнозирования. Главной
ее особенностью является возможность
проанализировать причины неудачных
результатов и наметить конкретные
пути улучшения учебного процесса как
со стороны ведущего этот процесс, так
и со стороны ведомого. Функция управления
очень важна для развития самоконтроля
обучающегося, его умения анализировать
свою деятельность, правильно оценить
и адекватно принять оценку педагога.
В то же время функция управления
помогает учителю выявить проблемы и
недостатки в организации педагогического
процесса, ошибки в своей деятельности
(«что я делаю не так…», «что нужно
сделать, чтобы …») и осуществить
корректировку учебно-воспитательного
процесса в дальнейшем. Таким образом
устанавливается «обратная» связь
между педагогом и обучающимися.
|