Переход на ФГОС НОО в МОУ СОШ №3 в 2010-2011 учебном году осуществляется через:
1. Изучение нормативно - правовой базы федерального, регионального уровней по внедрению ФГОС НОО.
2. Формирование рабочей группы по введению ФГОС
3. Составление основной образовательной программы.
4. Создание плана-графика работы пилотной площадки.
5. Внесение дополнений в должностные инструкции в соответствии с требованиями к кадровому обеспечению реализации ФГОС НОО.
6. Анализ условий на соответствие требованиям ФГОС НОО.
7. Информирование родителей всех ступеней о подготовке к переходу на новые стандарты.
Состав школьной команды по внедрению ФГОС начального общего образования:
1.Плотникова О.В.- зам.директора по УВР
2.Долуева М.И. –учитель нач. классов
3.Байдикова О.А. - учитель нач. классов
4.Тицкая Л.А. - зам.директора по ВР
Введение ФГОС НОО 2 поколения:
1.Учителя первых классов начали свою работу с составления рабочих программ по учебным предметам в соответствии с требованиями Стандарта и организации занятий внеурочной деятельности.
2. Проведение родительских собраний и консультаций с родителями первоклассников по введению ФГОС.
3.Организована диагностическая работа. Проведение входных диагностик в экспериментальных классах.
4. Проведен цикл семинаров, выступления на МО, разработаны открытые занятия.
5.Создан банк нормативно-правовых документов по введению ФГОС НОО.
2010 - 2011 учебный год
Обучение в 1 классах ведётся на основе УМК «Начальная школа 21 века». Проектная деятельность, которой уделяется внимание на уроках и внеурочных занятиях, очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников и дальнейшего постижения основ научно – исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретацию её, представление своих проектов. Они не просто учатся воспроизводить увиденное или прочитанное, но и учатся рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение.
В работе пилотной площадки идёт опора на современные технологии в обучении и воспитании.
Работа по ФГОС
Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося, понимаемый как сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Портфель достижений — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
• поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
• формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о:
1. Cформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;
2. Cформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3. Индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационносмысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции .
Для каждого первоклассника с помощью родителей были сформированы "Портфолио", в которых систематизируются первые достижения младших школьников.
Особое внимание уделяется формированию у учащихся УУД (универсальных учебных действий)
•Личностные
самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)
смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»)
морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации,
•Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знако-символических средств, общих схем решения;
выполнение логических операций:
сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий,
подведения под понятие,
оценка своих поступков.
•Регулятивные
управление своей деятельностью
контроль и коррекция
инициативность и самостоятельность
•Коммуникативные
речевая деятельность
навыки сотрудничества
Первые результаты введения ФГОС в режиме областной пилотной площадки в 2010-2011 уч. году
Опыт первых месяцев внедрения ФГОС позволил сделать вывод о том, что такого рода реформирование системы работы образовательного учреждения давно назрело. Наши первоклассники плавно и безболезненно адаптируются в условиях новой образовательной среды.Во главу угла нами поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. Уроки ведутся по 35 минут, проводится динамическая пауза . Каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире. Во время прогулок дети собирают природный материал для поделок, ведут наблюдения, говорят об охране природы и способах её сохранения. Дети оживлённо общаются с педагогами и друг с другом – в классах сложились доброжелательные взаимоотношения, что тоже является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды. Они охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, учатся рассуждать, ставить перед собой учебные задачи, делать выводы, обосновывать своё мнение. В течение всего учебного года проведён ряд родительских собраний, где обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись результаты внеурочной деятельности – творческие работы учеников. Опыт внедрения ФГОС показывает, что, в целом, концептуальные идеи,прописанные в материалах « Пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения» , актуальны и востребованы современной образовательной системой.
Одним из главных условий успешности работы по введению ФГОС НОО является формирование соответствующей Требованиям Стандарта образовательной среды школы:
- В рамках этой проблемы проводится обучение учителей, администрации и сотрудников школы. Курсовую подготовку по введению ФГОС НОО прошли 3 учителя начальных классов, завуч по УВР начальной ступени
- Разрабатываются и проводятся уроки с активным использованием ИКТ и предметно-специфических средств обучения.
- Разрабатываются и размещаются на школьном сайте методические материалы ( курсы внеурочной деятельности, рабочие программы и т.д.), разработанные педагогами начальной школы в условиях введения ФГОС НОО
- Применяется проектная форма деятельности с использованием ИКТ
- Формируется многопредметная образовательная среда кабинетов начальной школы
- Кабинеты начальной школы оснащаются современным мультимедийным оборудованием
- Разрабатывается примерное календарно-тематическое планирование для 1-х и 2-х классов на основе новых стандартов.
Мы надеемся, что реализация в нашей школе требований ФГОС НОО позволит учащимся быть готовыми к учёбе и жизни в современном информационном обществе.
Зам.директора по УВР в школе первой ступени: Плотникова О.В.
|