Главная   Предшкола    Мой профиль    Выход      Вторник  19.03.2024  07:51    Вы вошли как Гость | Группа "Гости" |


Директор школы

Литвинова
Ирина Николаевна



Сведения об ОО 

Информационная безопасность

Службы

Учительская

Образование

Воспитание

Обучающимся

Родителям

Информация

                       Предшкольная подготовка

1. Введение: организация предшкольной подготовки детей 6-7 лет в школе

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введение предшкольного образования детей 6-7 лет.

В настоящее время в территориях отрабатываются различные модели организации предшкольного образования. Все более востребованной в практике становится модель организации групп предшкольной подготовки детей 6-7 лет на базе дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школ. Деятельность этих групп направлена на подготовку к школе детей, не охваченных дошкольными учреждениями.

2. Организация работы группы предшкольной подготовки

Необходимость открытия группы предшкольной подготовки на базе МОУ СОШ №3 была обусловлена  высоким процентом детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения и не  готовых к школьному обучению.

Правовую основу организации группы предшкольной подготовки составляют:

  • Закон об образовании РФ от 10.07.1992 года №3266-1,
  • типовое Положение об образовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. №196, ст. 52 ГК РФ и ст. 86 ГК РФ,
  • письмо МОПО РФ "О подготовке детей к школе” № 990/14 /15 от 22. 07. 97.,
  • Устав МОУ СОШ №3.

3. Режим работы группы

Группа предшкольной подготовки работает 3 дня в неделю с января по май по 3 занятия в день длительностью по 30 минут каждое

Дети посещают школу с 10.00 до 12.30 ч.
Режим работы включает:
9.40 – 10.00 – приём детей на улице, свободное общение
10.00 – 10.30 – первое занятие.
10.30 –10.40 - отдых, игры.
10.50 – 11.20 – второе занятие.
11.20– 11.40 - отдых, игры,
11.40 – 12.10 – третье занятие.
12.10 – 12.30 – прогулка, игры
12.30 - уход детей домой

4. Цели предшкольной подготовки детей

  1. Обеспечение возможности единого старта школьного обучения для детей, не посещающих ДОУ
  2. Формирование готовности детей к школьному обучению.
  3. Создание условий для развития индивидуальных способностей ребенка.
  4. Сохранение и укрепление здоровья детей.

5. Особенности образовательного процесса в группе предшкольной подготовки

  • Сохранение самоценности дошкольного детства;
  • Комплексность содержания предшкольного образование, его направленность на развитие разных сторон личности ребенка;
  • Преобладание продуктивно-игровой деятельности детей;
  • Выявление, учет и развитие индивидуальных способностей детей;
  • Интеграция общего и дополнительного образования;
  • Сохранение здоровья детей через использование здоровье сберегающие технологии.

6. Методические приемы

Что бы настроить детей на занятие, привлечь их внимание, перед занятием проводится гимнастика для осанки, глаз и артикуляционная гимнастика для языка. Далее в течении 10 минут предлагается рассказ на новую тему, который затем обсуждается, задаются загадки, и работа в тетрадях, 5 минут на физ.минутку, следующие 10 минут выполнение очередного задания в тетрадях, сопровождаемого объяснениями на наглядном материале и с возможностью поработать самостоятельно. Оставшиеся 5 минут - закрепление пройденного материала через игру. Во время прогулки закрепляется пройденный материал в подвижных играх. На занятиях по лепке, аппликации, трудам, рисованию, ручному труду, так же идёт закрепление темы. Вся образовательная среда работает на то, что бы дети усвоили данный им материал.

7. Программно-методическое обеспечение работы группы предшкольной подготовки.

Образовательный процесс в группе строится на основе комплексной программы "Предшкольная пора” . При выборе программы мы руководствовались тем, что эта программа прошла экспертизу и имеет гриф МОиН РФ; содержание программы соответствует требованиям стандарта по дошкольному образованию и обеспечивает подготовку детей к школе; имеются авторские методические пособия и дидактические материалы по всем разделам программы, а также реализуется преемственностьс программой "Начальная школа 21 века"

О программе

Программа обучения и развития детей  "Предшкольная пора"  создана в 2005 г. авторским коллективом под руководством члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля наук Н. Ф. Виноградовой. Программа "Предшкольная пора" рекомендована Ученым советом Института содержания и методов обучения РАО. 

Программа разработана авторским коллективом проекта "Начальная школа XXI века" и специалистами по дошкольному образованию и воспитанию. Этим обеспечивается преемственность методических и педагогических подходов. В результате программа очень гармонична: с одной стороны, специалисты по начальному образованию указали какого ученика они хотят видеть в первом классе, какими качествами он должен обладать, чему должен научиться для успешного старта в первом классе, а с другой стороны  - специалисты по дошкольному образованию исключили "перетаскивание" содержания, форм и методов работы начальной школы на детей дошкольного возраста. 

Концептуальные основы построения программы.
Программа ''Предшкольная пора'' предназначена для развития и обучения детей шестого года жизни в условиях подготовительных групп (классов) образовательных учреждений (детских садов, школ).
 Работа с детьми по данной программе обеспечивает их общее психическое развитие, формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению.

  В УМК входят: программа обучения и развития (для групп подготовки детей к школе с 5 лет); средства обучения для дошкольника (рабочие тетради, учебные книги), методические пособия для педагога по каждому разделу.

Цели программы:
Программа «Предшкольная пора» предназначена для подготовки к школе детей , которые не посещали  (не посещают) дошкольное учреждение. Эта позиция определяет две важнейшие цели данной комплексной программы:
•  социальная цель – обеспечение возможности обучения  шестилетних первоклассников:
•  педагогическая цель – развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.

Авторы проекта программы стремились уйти от конъюнктурного понимания подготовки детей к школе как узкопредметной (форсированного изучения программы первого класса) и обратили особое внимание на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе. 

Исходя из этого, программа построена не по областям знаний (как это обычно принято в существующих дошкольных программных документах) и не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного  отношения к окружающему миру и к себе и окружающим.

  Принципы программы:
Программа обучения и развития детей шестого года жизни "Предшкольная пора" построена на основе следующих принципов:

  •   реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
  •   учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития;
  •   сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
  •   обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
  •   обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
  •   развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.).

Авторы программы понимают необходимость учета целостности восприятия дошкольником окружающего мира, поэтому предлагают интегрированный подход к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад разных образовательных областей в реализацию общих целей развития ребенка дошкольного возраста.

Структура программы:
В  структуре и содержании  программы авторы выделяют пять разделов, отражающих основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения: "Познаем других людей и себя", "Познаем мир", "Учимся думать, рассуждать и фантазировать", "Учимся родному языку", "Учимся рисовать", "Играем и фантазируем". Вместе с тем выделение разделов программы достаточно условно, т.к. ее особенностью является взаимосвязь всех разделов: реализация основных задач идет на разном содержании и с использованием разных средств обучения.

Раздел "Познаем других людей и себя" представлен содержанием, которое формирует у дошкольника знания, необходимые для осознания им своей принадлежности  к человеческому роду, понимание ребенком самого себя, своих особенностей, способностей.

Особое внимание уделяется развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами. Содержание этого раздела включает ознакомление ребенка со своим организмом, правилами охраны органов чувств, навыками гигиены, позволяет узнать свои индивидуальные особенности и своеобразие других людей. По средствам этого раздела у детей воспитывается доброжелательное, внимательное отношение к другим, развиваются навыки общения.

Для реализации этого раздела программы рекомендуется использование пособий  из серии "Предшкольная пора":
Козлова С.А. "Я хочу в школу";
Козлова С.А. "Я и мои друзья";
Куликова Т.А. "Я и моя семья".

Раздел "Познаем мир" направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде.

Особое внимание уделяется осознанию дошкольником ярких, легко воспринимаемых характерных особенностей объектов природы (внешний вид, передвижение, питание и др.). Развиваются познавательные интересы будущего первоклассника, его умения использовать полученные знания в конкретной деятельности (речевой, изобразительной, художественной и др.), усваиваются правила поведения в природе и обществе. Одной из задач освоения содержания этого раздела является подготовка к изучению предметов начальной школы, прежде всего, математики и окружающего мира. Например, особое внимание уделяется выделению математических характеристик предметов окружающего мира (число, последовательность, пространственные ориентировки и др.)

Для реализации этого раздела программы рекомендуется использование пособий  из серии "Предшкольная пора":
Виноградова Н.Ф. "Рассказы-загадки о природе";
Салмина Н.Г., Глебова А.О. "Учимся рисовать";
Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. "Путешествуем по сказкам";
Златопольский Д.С. "Удивительные превращения";
Щербакова Е.И. "Знакомимся с математикой";
Куликова Т.А. "Я и моя семья"
Козлова С.А. "Отправляемся в путешествие".

Раздел "Учимся думать, рассуждать, фантазировать" включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем и логического мышления.

В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебным предметам начальной школы, прежде всего, к "Русскому языку", "Математике", а также "Окружающему миру".
Для реализации этого раздела программы рекомендуется использование пособий  из серии "Предшкольная пора":
Салмина Н.Г. « Учимся думать";
Виноградова Н.Ф. "Рассказы-загадки о природе";
Златопольский Д.С. "Удивительные превращения";
Щербакова Г.И. "Знакомимся с математикой";
Салмина Н.Г., Глебова А.О. "Учимся рисовать»
Так, например, подготовка к математике осуществляется в трех направлениях:
- формирование базовых умений, лежащих в основе языковых и математических понятий, изучаемых в начальной школе;
-  логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования языковых и математических понятий;
-  символическая пропедевтика-подготовка к оперированию знаками

Раздел "Учимся родному языку" предназначен для обучения детей с родным языком – русским, но также может использоваться и для обучения детей на родном – нерусском языке. Раздел обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, характеризующими качествами и свойства предметов, обобщающими словами, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.

Для реализации этого раздела программы рекомендуется использование пособий  из серии "Предшкольная пора":
Журова Л.Е., Кузнецова М.И. "Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами";
Журова Л.Е., Кузнецова М.И. "Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе";
Виноградова Н.Ф. "Придумай и расскажи" (дидактические материалы);
Виноградова Н.Ф. "Рассказы-загадки о природе".

Раздел "Учимся рисовать".Содержание этого раздела направлено на сенсорное развитие, для передачи формы, величины, цвета, расположение в пространстве, также на развитие графической деятельности детей, включающей рисование, копирование образцов (букв, цифр, геометрических фигур и др.), и способствует формированию ряда умений, которые можно объединить в несколько блоков:
пространственная ориентировка,
умение анализировать форму предмета и изображения,
развитие воображения,
освоение ряда специфических средств художественной выразительности
 Салмина Н.Г., Глебова А.О.  – комплект рабочих тетрадей "Учимся рисовать»
«Клетки, точки и штрихи»,
"Рисование, аппликация и лепка",
"Анализ форм и создание образа",
"Графика, живопись и народные промыслы";
Виноградова Н.Ф. "Рассказы- загадки о природе".

Раздел "Играем и фантазируем" направлен на развитие воображения в значительной степени способствующего успешности обучения ребенка в школе по средствам различных видов игр: дидактических, имитационных, сюжетно-ролевых, театрализованных и подвижных. Особое внимание уделяется такому качеству воображения как предвидение, сформированность которого определяет творческие характеристики любой деятельности (мыслительной, речевой, художественной, трудовой и др.).

Cодержание этого раздела способствует развитию умений самостоятельно, а также с помощью взрослого участвовать в играх с правилами, в ролевых, режиссерских и других видах игр. Особое внимание уделяется использованию тех компонентов игры, которые выступают предпосылками учебной деятельности:
-принятие и удержание учебной задачи,
-самостоятельный выбор средств для достижения результата,
-точное выполнение инструкции (правила) игры и др.

Содержание данного раздела реализуется в двух организационных формах – использование дидактической игры как метода обучения в процессе занятий, а также проведение ежедневного "игрового часа".

Программное содержание, реализуемое в игровой час, подробно рассматривается в Методических рекомендациях.

В программе "Предшкольная пора" игра выступает как приоритетный метод обучения на занятиях по всем разделам программы. Авторы в своей программе опираются на известное положение психологии об особом значении игровой деятельности в развитии интеллектуальных способностей и личностных качеств  дошкольников, которые обеспечат развитие предпосылок ведущей для младших школьников деятельности – учебной. Реализация игрового подхода, по мнению авторов, будет удовлетворять возрастной потребности дошкольников в игре и поможет избежать превращения процесса обучения на ступени предшкольного образования  в дублирование содержания обучения в начальной школе. Это особенно важно при обучении грамоте и математике, так как игровая форма обучения способствует более легкому усвоению программного материала.

В соответствии с замыслом авторов Программы "Предшкольная пора" игра выступает не только как метод обучения, но и как свободная самостоятельной деятельность детей. Значение организации такого игрового часа состоит в том, что свободная игровая деятельность требует от каждого ребенка импровизации и творчества, что в свою очередь способствует развитию творческих качеств личности, способности любую задачу решать инициативно и творчески.

8. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Решение задачи учета и развития индивидуальных способностей детей требует проведения психолого-педагогического обследования.

Обследование детей целесообразно проводить дважды. Первый раз – в январе, когда пройдёт период адаптации, чтобы выявить проблемные моменты в развитии ребенка и помочь ему в течение года улучшить эти позиции. Повторно – в конц емая , чтобы сделать контрольный срез на полугодие.  Дать конкретные советы родителям на лето, а также познакомить учителя с особенностями ученика и тем самым помочь педагогу правильно спланировать образовательный процесс в первом классе. Необходимо, чтобы оценка школьной готовности носила комплексный характер. Основными методами психолого-педагогического обследования являются беседа и наблюдение.

9. Результаты работы группы предшкольной подготовки

Оценка результативности работы в группе включала педагогическую диагностику уровня развития детей и овладения программным содержанием; оценку удовлетворенности родителей работой педагогов с детьми (анкетирование); оценку учителями школы выпускников групп протекания школьной адаптации.

Полученные данные убеждают в том, что результаты работы в целом высокие.

Какие знания необходимы ребенку при поступлении в школу?

Развитие речи и готовность к овладению грамотой.

1. Одним из важнейших критериев готовности ребенка к школе является развитие фонематического слуха, которое включает:
- умение выделять заданный звук в потоке речи;
- умение определять позицию звука в словах (в начале, в середине, в конце);
- владение навыками звукового разбора слов: различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных.
2. Умение членить слова на слоги.
3. Умение составлять предложения из 3-4 слов.
4. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.
5. Умение составлять рассказы по серии картинок, по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему.
6. Умение составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым).
7. Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.

Развитие элементарных математических представлений и готовность к обучению математике.

1. Счет и отсчет предметов заданного количества.
2. Владение прямым и обратным счетом в пределах десяти.
3. Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.
4. Знание состава чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел.
5. Знание цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
6. Знание знаков +, -, =, умение пользоваться арифметическими знаками действий.
7. Умение соотносить цифру и число предметов.
8. Способность составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
9. Знание геометрических фигур: круг, квадрат, четырехугольник.
10. Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.
11. Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

Кругозор ребенка и готовность к усвоению знаний.

1. Умение называть домашний адрес, телефон, полные имена родителей и состав семьи.
2. Иметь общие понятия о различных видах деятельности взрослых.
3. Знать правила поведения в общественных местах и на улице.
4. Иметь общие понятия о временах года и сезонных явлениях.
5. Знать название месяцев, дней недели и их последовательность.

Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?

1. Социально-психологическая готовность к школе:

- Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).
- Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).
- Умение принять учебную задачу (внимательно слушать, по необходимости уточнить задание).

2. Развитие школьно-значимых психологических функций:

- Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами).
- Пространственная ориентация, координация движений (умение различать понятия «выше – ниже», «вперед – назад», «слева – справа»).
- Координация системы глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).
- Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
- Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).
- Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом: слово-картинка, либо слово-ситуация).

Занятия, полезные для ребенка в период подготовки его к школе:

Развитие мелких мышц руки:

работа с конструкторами разного типа;
работа с ножницами, с пластилином;
рисование а альбомах (карандашами, красками).

Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления).

Сайты






   Горячее питание































Форма входа



Поиск

Представьтесь!
Кто вы?
Всего ответов: 911

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Официально!
  • Минпросвещения РФ
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  • Федеральное агентство по образованию
  • АПК и ППРО
  • Мин общ и проф образ РО
  • РО ИПК и ПРО
  • Администрация г.Донецка
  • Все Вузы России
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов










  •     Куда пойти учиться?



    Наши гости

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Наш опрос
    Оцените наш сайт
    Всего ответов: 611


    МБОУ СОШ №3 имени Василия Цветкова муниципального образования "Город Донецк",  Ростовская область © 2024                                       Бесплатный конструктор сайтов - uCoz