| Модель выпускника школы
|
Модель
выпускника разработана с учетом
особенностей содержания, заложенного
в программный материал образовательного
процесса школы на основе концепции
развития учреждения. (*
Модель (научная) – (франц.) modele от лат.
«modulus» - мера, образец, норма в методологии
– аналог (схема, структура, знаковая
система) определенного природного,
социального или культурного явления
фрагмента реальности. В нашем случае
отражает социальный заказ и является
ориентиром для всех участников
учебно-воспитательного процесса).
Выстраивая образ выпускника школы,
мы исходим из того, что он представляет
собой динамическую систему, которая
постоянно изменяется, самосовершенствуется,
наполняясь новым содержанием. А значит,
образ выпускника – это не конечный
результат, не итог в развитии личности,
а тот базовый уровень, развитию и
становлению которого должна максимально
способствовать школа.
Работа над концепцией подвела нас к определению образа
выпускника школы как компетентной, социально интегрированной и мобильной
личности, способной к полноценному и эффективному участию
в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях
современного общества.
Содержательно наполняя данный образ, мы определили такие его составляющие, как компетенции и качества личности. |
Предметно-информационные |
Деятельностно-коммуникативные |
Ценностно-ориентированные |
|
- способность субъектов образовательного процесса к сотрудничеству, к творчеству для достижения конкретных задач;
- умение управлять собой, анализировать и организовывать деятельность;
- принимать рациональные решения.
|
- знание норм, ценностей, традиций культуры;
- система отношений к миру, к себе, к обществу, основанная на
потребностях, мотивах, эмоционально- ценностных ориентациях личности.
|
Показателем сформированности выделенных компетенций являются следующие качества личности:
- духовность, гуманистическая направленность, толерантность;
- мобильность, самостоятельность в принятии решений, ответственность, способность к сознательному выбору
- коммуникабельность, социальная активность, умение сотрудничать;
- креативность, созидательность и конструктивность мышления.
Модель выпускника школы
Выпускник школы – это:
- личность, устойчивая в
сложных социально-экономических условиях;
- личность, готовая к
социальному, гражданскому и профессиональному самоопределению;
- личность, отличающаяся
высоким самосознанием, ориентированным на человеческие ценности, ставшие
личными убеждениями и жизненными принципами;
- личность, отличающаяся
физическим, духовным, нравственным и психологическим здоровьем;
- личность, отличающаяся
широкой образованностью, способная к самостоятельному освоению знаний,
проявляющемуся в виде непрерывного самообразования, ставшего
потребностью, привычкой жизни;
- личность, отличающаяся
гражданской активностью, инициативностью и ответственностью.
Поэтапное формирование
модели выпускника школы достигается благодаря созданию в образовательном
учреждении условий для развития составляющих образа выпускника каждой ступени
обучения.
Образ выпускника начальной школы
Нравственный
потенциал
Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как
«семья», «школа», «учитель», «родина», «природа», «дружба со сверстниками»,
«уважение к старшим». Потребность выполнять правила для учащихся, умение
различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и
поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных
местах.
Наличие опыта участия в подготовке и проведении
общественно полезных дел, осуществление индивидуального и коллективного выбора
поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и школе.
Познавательный
потенциал
Овладение навыками учебной деятельности: чтением,
письмом, счетом, элементами теоретического мышления, простейшими навыками
самоконтроля учебных действий в рамках освоения общеобразовательных программ по
предметам школьного учебного плана на уровне, достаточном для продолжения
образования на ступени основного общего образования.
Наблюдательность,
активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию.
Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к
обучению в основной школе.
Коммуникативный
потенциал
Овладение простейшими коммуникативными умениями и
навыками: умениями говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать,
проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Освоение достаточного уровня культуры
поведения и речи. Сформированность первичных навыков саморегуляции.
Эстетический
потенциал
Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в
окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного,
индивидуального) эмоционального окрашенного отношения к произведениям
искусства.
Физиологический
потенциал
Овладение основами личной гигиены и здорового образа
жизни. Соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным,
быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях
физической культурой и спортом.
Образ выпускника основной школы
Нравственный
потенциал
Восприятие и понимание ценностей «человек»,
«личность», «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «доверие»,
«выбор». Знание и соблюдение традиций школы.
Осознание возможностей, достоинств и
недостатков собственного «Я», овладение приёмами и методами самообразования и
самовоспитания, ориентация на социально ценные формы и способы самореализации и
самоутверждения. Готовность бороться за свою честь и честь коллектива, отвечать
за свои поступки и действия.
Активность и способность проявлять
сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы, умение
планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело,
беседу, игру и т.п.
Познавательный
потенциал
Сформированность индивидуального стиля учебной
деятельности, устойчивых учебных интересов и склонностей, умение развивать и
управлять познавательными процессами личности, способность адекватно
действовать в ситуации выбора на уроке.
Коммуникативный
потенциал
Усвоение основ коммуникативной культуры личности:
умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладение навыками
неконфликтного общения; способность строить и вести общение в различных
ситуациях с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным
ориентациям и другим признакам.
Эстетический
потенциал
Способность видеть и понимать гармонию и красоту,
знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства, апробация
своих возможностей в музыке, литературе, сценическом и изобразительном
искусстве.
Физический
потенциал
Развитие основных физических качеств: быстроты,
ловкости, гибкости, силы и выносливости; овладение простейшими туристическими
умениями и навыками; знание и соблюдение режима занятий физическими
упражнениями; способность разработать и реализовать индивидуальную программу
физического совершенствования.
Образ выпускника средней школы
Нравственный
потенциал
Осмысление целей и смысла своей жизни. Усвоение
ценностей «отечество», «культура», «любовь», «творчество», «самоактуализация» и
«субъектность».
Наличие чувства гордости за принадлежность к своей
нации, за свою Родину. Знание и понимание основных положений Конституции
Российской Федерации.
Понимание сущности нравственных качеств
и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление в
отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность,
вежливость.
Адекватная оценка своих реальных и
потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному
самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.
Активность в общешкольных и классных
делах, в работе с младшими школьниками. Наличие высоких достижений в одном или
нескольких видах деятельности.
Познавательный
потенциал
Наличие желания и готовности продолжить обучение после
школы, потребность в углубленном изучении избранной области знаний, их
самостоятельном добывании.
Коммуникативный
потенциал
Сформированность индивидуального стиля общения;
овладение разнообразными коммуникативными умениями и навыками, способами
поддержания эмоционально устойчивого поведения
в кризисной жизненной ситуации; способность корректировать в общении и
отношениях свою и чужую агрессию.
Эстетический
потенциал
Умение строить свою жизнедеятельность по законам
гармонии и красоты; потребность в посещении театров, выставок, концертов;
стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности,
поведении и отношениях с окружающими; проявление индивидуального своеобразия,
восприятии и созидании красоты.
Физический
потенциал
Стремление к физическому совершенству; умение
подготовить и провести подвижные игры и спортивные соревнования среди
сверстников и младших школьников; привычка ежедневно заниматься физическими
упражнениями и умение использовать их в
улучшении своей работоспособности и эмоционального состояния.
| |