| УМК "Перспективная начальная школа"
«Перспективная начальная школа» -
это учебно-методический комплект (УМК) для 4-летней начальной школы.
Проект «Перспективная начальная школа» — результат многолетней работы
коллектива сотрудников РАН, АПК и ППРО, МГПУ, а также ряда сотрудников
РАО, разделяющих концептуальные основы «Перспективной начальной школы».
УМК «Перспективная начальная школа» выпускает издательство
«Академкнига/Учебник».
Основное содержание УМК «Перспективная начальная школа» складывается
из таких образовательных областей, как филология, математика,
информатика, естествознание и обществознание, искусство, музыкальное
образование. Учебная программа каждого предмета базируется на
интегрированной основе, отражающей единство и целостность научной
картины мира.
УМК «Перспективная начальная школа»
для 1-4 классов включает включает в себя завершенные предметные линии
учебников по следующим основным предметам начального общего образования: - Русский язык. Азбука. Авторы: Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Русский язык. Авторы: Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А. - Литературное чтение. Автор Чуракова Н.А. - Математика. Автор Чекин А.Л. - Окружающий мир. Авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А. - Музыка (1-2 класс). Авторы: Челышева Т.В., Кузнецова В.В. - Технология. Авторы: Рагозина Т.М., Гринева А.А., Голованова И.Л., Мылова И.Б. - Информатика (2-4 класс). Авторы: Бененсон Е.П., Паутова А.Г.
Учебники
по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру,
информатике и ИКТ (2-4 класс) УМК «Перспективная начальная школа»
успешно прошли экспертизу в 2010 году на соответствие Федеральному
государственному образовательному стандарту и вошли в Федеральный
перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки
Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год (1
раздел - «Учебники, содержание которых соответствует федеральному
государственному образовательному стандарту начального общего
образования», подраздел «Учебники, принадлежащие к завершенной
предметной линии учебников»). Вновь изданные учебные пособия имееют
пометку «Стандарты второго поколения».
Учебники по музыке (для 2 класса) и технологии (для 2-4 классов), а также "старые" учебники по русскому языку, литературному чтению, математике и окружающему миру (для 2-4 классов) вошли
в Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и
науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год (раздел
«Учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту
государственного образовательного стандарта общего образования»).
Учебники по музыке и технологии для 1 класса не вошли в Федеральный
перечень рекомендованных (допущенных) учебников 2011/2012 учебный год.
Основная идея программы «Перспективная начальная школа»
— оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической
поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов,
склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной
деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли
обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Основные принципы концепции "Перспективная начальная школа": - Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка. - Принцип целостности картины мира. - Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. - Принципы прочности и наглядности. - Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.
Типические свойства УМК «Перспективная начальная школа»: - Комплектность предусматривает
единство установки формирования таких общих учебных умений, как умение
работать с учебником и с несколькими источниками информации (учебником,
справочниками, простейшим оборудованием), умение делового общения
(работа в парах, малым и большим коллективом). Кроме того, это обмен
информацией между учебниками. Демонстрация не менее двух точек зрения
при объяснении нового материала. Выход за пределы учебника в зону
словарей. Наличие внешней интриги, героями которой часто являются брат и
сестра (Миша и Маша). - Инструментальность –
это предметно-методические механизмы, способствующие практическому
применению получаемых знаний. Это не только включение словарей разного
назначения во все учебники, но и создание условий необходимости их
применения при решении конкретных учебных задач или в качестве
дополнительного источника информации. Это постоянная организация
специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в
целом и за его пределами. - Интерактивность –
Internet-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное
развитие условий использования компьютера во всех школах. Однако,
поскольку для многих школ использование Internet-адресов является
перспективой, УМК выстраивает систему интерактивного общения со
школьниками посредством систематического обмена письмами между героями
учебников и школьниками. - Интеграция – это стремление к
созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам
представление о целостной картине мира. Разработан интегрированный курс
«Окружающий мир», в котором органично сосуществуют представления и
понятия из таких образовательных областей, как естествознание,
обществоведение, география, астрономия, ОБЖ. Этому же требованию
подчиняется современный курс литературного чтения, где интегрируются
такие образовательные области, как язык, литература и искусство.
Основные методические особенности УМК "Перспективная начальная школа": -
УМК по каждому учебному предмету, как правило, включает в себя учебник,
хрестоматию, тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие
для учителя (методиста). - Каждое методическое пособие состоит из
двух частей. Первая часть — теоретическая, которая может быть
использована учителем как теоретическое основание повышения его
квалификации. Вторая часть — непосредственно поурочно-тематическое
планирование, где расписан ход каждого урока, сформулированы его цели и
задачи, а также содержатся идеи ответов на ВСЕ заданные в учебнике
вопросы.
| |